26 февраля 2016


Как избавиться от мифов о нестандартных уроках?

После некоторого затишья на просторах Интернета вновь запестрели так называемые «нестандартные уроки». Встречаются даже попытки их «классификации» вполне серьёзными педагогами-учёными. К примеру, И.П. Подласый насчитал уже 36 таких видов.

Разновидность таких «уроков» значительно увеличилась по сравнению с бумом на них в 1990-е годы. На некоторые из них нельзя смотреть без улыбки:
урок-КВН; урок-марафон; урок-смотр знаний; урок-экскурсия; урок-конференция; урок-деловая игра; урок-телемост; урок-праздник; урок-ролевая игра; урок-викторина; урок-обобщающее повторение; Интернет-урок; урок-конкурс; урок-турнир, урок-эстафета, урок-дуэль, урок-кроссворд, урок-исследование, урок-изобретательство, урок-анализ первоисточников,комментарий, урок-мозговая атака, урок-интервью, урок-репортаж, урок-рецензия; урок мудрости, урок откровения, урок “Дублер начинает действовать”, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”, суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет и так далее.

Безусловно, можно приветствовать того учителя, который пытается отойти от устоявшихся стереотипов так называемых «комбинированных»уроков:
  • Проверка домашнего задания
  • Изучение нового материала
  • Закрепление пройденного
  • Задание на дом
Без сомнения, работа по такой заезженной схеме навевает тоску. Однако не стоит подменять понятия. Помимо комбинированного урока есть и другие уроки, отражающие разные этапы усвоения учебной информации.
  • Изучение нового материала.
  • Занятие, на котором закрепляются, корректируются, трансформируются, систематизируются полученные знания в умения, навыки, учебные действия (семинары, тренинги, дидактические игры).
  • Урок контроля знаний (самостоятельная работа, тестирование).

Далее все зависит от учителя. Большинство «нетрадиционных» уроков представляют собой те или иные виды проектной деятельности или дидактических игр. Но, прежде всего, нужно говорить не об этих псевдо-новациях, а о приёмах педагогической техники и медиадидактики, которые позволяют без особых усилий со стороны учителя организовать привлекательную познавательную деятельность учащихся.

Большинство описываемых приёмов педагогической техники абсолютно не требуют от учителя каких-то дополнительных физических и моральных усилий. Они направлены на организацию учебной деятельности здесь и сейчас без дополнительной подготовки.

Просто необходимо продумать целесообразность используемого приёма в данной конкретной педагогической ситуации.

Учитель не так уж много зарабатывает, чтобы не спать ночами ради одного урока-фейерверка. Да, возможно, он запомнится надолго. Но насколько это адекватно затраченным силам?

Комментариев нет:

Отправить комментарий